Специальный раздел
СЛАЙД 1Выступление Манаевой Лоры Николаевны – председателя Ставропольской краевой организации Профсоюза на краевом августовском педагогическом совещании 20 августа 2015 года: «Об актуальных вопросах развития системы образования и позиции Профсоюза».
Чтобы придать оптимистичность выступлению, предлагаю вспомнить одно восточное наблюдение.
«Сплошные солнечные дни порождают лишь пустыню».
Оправдывая различные состояния не только природы, но и общества, вынуждена остановиться на темах, вызывающих озабоченность Профсоюза.
По ходу выступления мы представим на экране подборку документов, направленных в разные инстанции, в которых Профсоюз демонстрировал несогласие с рядом позиций, тематические сборники, подготовленные Центральным Советом Профсоюза совместно с Министерством образования и проекты нормативных актов, разрабатываемые Министерством образования совместно с Профсоюзом образования.
Сегодня, наверное, каждый, будь то руководитель или педагог, задается вопросом: Как можно в невероятном многообразии новых документов, условий и ожиданий обеспечить качество работы?
СЛАЙД 2. Образование имеет новое лицо – это факт. Отмечается усложнение социокультурной образовательной среды – это естественно. Наша основная цель – распространение эффективных моделей деятельности – согласны. В то же время с профсоюзной точки зрения мы должны бытьориентированы на наиболее проблемные зоны системы образования, которые в ближайшее время могут оказать стагнационное воздействие на процессы модернизации.
СЛАЙД 3. 27 марта текущего года на Съезде Общероссийского Профсоюза образования было подготовлено Обращение к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в котором высказана большая обеспокоенность в связи с дефицитом региональных бюджетов. Опасения Профсоюза нашли своё подтверждение в дальнейшем развитии ситуации.
Обществу понятны условия жёсткого бюджета и необходимость его корректировки, но не в ущерб сбалансированности человеческого бытия.
СЛАЙД 4. Ежегодно 7 октября в рамках всемирного дня действий проходит всероссийская акция профсоюзов. В 2015 году под девизом «За справедливую бюджетную политику! Нет произволу финансистов!». Выбранный девиз связан с социально-экономической ситуацией в регионах и, зачастую, с несовпадением содержания поручений высшего руководства страны с предложениями Минфина России.
К сожалению, мы являемся свидетелями перекраивания социальной карты, в том числе с помощью косвенного сокращения гарантий, льгот и компенсаций.
СЛАЙД 5. Серьёзную озабоченность вызывает проблема финансового обеспечения и изменения подходов к реализации Майских Указов Президента по повышению реальной заработной платы. Корректировка динамики роста заработной платы ставит под сомнение реализацию дорожных карт, означает фиксацию размеров заработной платы, что на фоне сложившегося в 2014-2015г. и прогнозируемого уровня инфляции приведёт к снижению реальной заработной платы работников.
Мы наблюдаем ревизию Майских Указов в части пересмотра исходной базы расчёта средней заработной платы. В год литературы словесная казуистика достигает невероятного уровня изощрённости. Замена понятия «средняя заработная плата» на «среднемесячный доход от трудовой деятельности» даже не лингвисту не даёт оснований ставить знак равенства. Да к тому же этот среднемесячный доход может быть ниже установленного президентскими указами уровня с установлением допустимого отклонения до 7%. Как-то негоже экономить на воспитателях и учителях. Для этого у нас вполне хватает богатых людей.
Профсоюз образования обеспокоен ситуацией с индексацией заработной платы и увеличением МРОТ.
В основных направлениях бюджетной политики предусматривается индексация расходов на оплату труда работников с 1 октября 2016 года лишь на прогнозный уровень инфляции – 7 %.
Как мы знаем, индексация ФОТ в образовательных учреждениях не производилась два года – в 2014 году и текущем 2015 году. Высокий уровень инфляции обуславливает значительное уменьшение уровня реальной заработной платы работников и снижают её покупательскую способность (1932 телеграммы от Ставропольской краевой организации Профсоюза депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ).
Даже минимальный уровень инфляции за три года (2014-2016 годы) составит более 33 %, тогда как увеличение МРОТ за эти годы составит лишь около 15 %.
В настоящее время МРОТ составляет 55 % от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. И планируемое лишь на 7 % повышение приведёт к ухудшению этого состояния и будет в два раза меньше ожидаемого уровня инфляции.
Хочется напомнить, что для решения амбициозных задач модернизации образования необходимы не только квалифицированные кадры, но и обслуживающий персонал. Однако многолетняя тенденция к не повышению их оплаты труда до сих пор не преодолена.
Назревает новая (старая) тема – переход на централизованное бухгалтерское обслуживание муниципальных учреждений образования.
Статистика свидетельствует, что бухгалтерский аутсорсинг получил широкое применение в производственной сфере, но образование - это другая отрасль.
Поэтому правомерен вывод - переход к централизованным бухгалтериям не является однозначным и требует детального анализа в условиях конкретной управленческой ситуации. Как вариант - предлагаем провести общественное обсуждение данной темы.
СЛАЙД 6. Уважаемые коллеги! Структурные, организационные решения должны повышать эффективность деятельности образовательных организаций. А в настоящее время вызывают тревогу очередные ожидаемые изменения в «дорожной карте» с последующими изменениями в социальных нормативах.
СЛАЙД 7. В поле особого внимания краевой организации Профсоюза и в 2015 году продолжает оставаться вопрос о предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам сельской местности. В прошедшем и нынешнем году были предприняты шаги в сторону ухудшения положений действующего 13-КЗ, путем установления фиксированного размера компенсации. Существующая не только в нашем крае, но и в ряде субъектов РФ положительная судебная практика, закрепленная в решениях Верховного и Конституционного Суда РФ, подтверждает неправомерность указанных действий. Так стоит ли повторно совершать те же ошибки? И нарушать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям власти. Или мы можем ответственно заявить, что у нас в крае созданы все условия для обеспечения доступности и качественного образования в сельской местности? СЛАЙД 8. В контексте обозначенной темы считаем обязательным проведение предварительных и предметных консультаций с участием представителей краевой организации Профсоюза по всем вопросам, касающимся изменений в региональной нормативной базе в отношении установленных социальных гарантий. Ведь это наша совместная цель – предотвращение нарушений в процессе реализации государственной социальной политики.
К сожалению, и в нашей отрасли не всегда встречается единообразное понимание требований трудового законодательства работодателями, работниками и контролирующими структурами труда.
СЛАЙД 9. Хотелось бы обратить внимание на документ с новыми подходами к осуществлению контрольно-надзорной деятельности. Это Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Новая организационная модель «Открытая инспекция труда» основана на взаимном сотрудничестве между федеральной инспекцией труда, работодателями и работниками. Результативное решение существующих проблем возможно только в условиях смещения акцентов с действующей «модели санкций», при которой контроль в основном направлен на выявление уже совершённого нарушения и наказания за несоблюдение правил на «модель соответствия», в основе которой лежат упреждающие действия, ориентированные на профилактику и предупреждение нарушений.
В сфере регулирования трудовых отношений, основанном на сотрудничестве работников, работодателей и контролирующих структур сегодня декларируется прозрачность и открытость.
К общественным мерам, согласно документу, относится приоритетное информирование работников и работодателей. Профсоюзная организация готова подключиться к данному направлению работы.
Сегодня Профсоюз вынужден вновь обратить внимание руководителей органов управления образованием и педагогической общественности на проблему формирования независимой оценки качества образования и её применения.
Федеральный закон принят. Не учитывать его в деятельности уже нельзя. Но реальная практика гораздо шире тех рамок, которые зафиксированы в законе.
По нашему мнению, произошла замена цели – с оценки соответствия предоставляемого образования на получение сведений об образовательной деятельности.
Кроме этого, установленный на законодательном уровне порядок проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций столкнулся с созданным ранее в сфере образования порядком контроля качества образования, внедрением механизмов государственно-общественного управления, государственным контролем и надзором за деятельностью образовательных организаций, также закрепленном на законодательном уровне.
Мы с тревогой наблюдаем попытки использования системы оценивания в качестве основного управленческого механизма. Это приводит к тому, что независимая оценка качества образования превращается в очередную форму отчетности, сутверждением новых форм для заполнения результатов такой оценки, разрастанием блоков оценок, дополнением их все новыми и новыми показателями.
По нашему мнению, независимая оценка качества образования должна стать составным элементом региональной системы оценки качества образования, а ее содержание не должно допускать дублирования процедур, методик, видов работ, применяемых в региональной системе соответствующими контрольно-надзорными органами.
А поэтому, мы предлагаем решить несколько задач:
Ускорить процесс приведения нормативных правовых актов по вопросам независимой оценки качества образования в Ставропольском крае в соответствие с Федеральным законом № 256-ФЗ с учетом нормативных правовых документов, регулирующих функционирование региональной системы оценки качества образования в СК, проведение мониторинга, условий и порядка сбора отчетности в сфере образования.
Предлагаем проект Резолюции педагогической конференции дополнить пунктом: направить усилия органов исполнительной власти СК на урегулирование всей системы отчетности, устранение избыточной бюрократизации процессов управления в сфере образования, повышение эффективности управления образованием.
По нашему мнению, реализация такого комплекса мер будет способствовать обеспечению большей открытости независимой оценки качества образования, а также снижению нагрузки непосредственно на руководителей образовательных организаций и педагогических работников, связанной со всеми видами оценок деятельности образовательных организаций.
Профсоюз не первый год выступает в качестве экспертной организации.
СЛАЙД 10. Активное участие принято в разработке приказа Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени…» и Постановлении Правительства РФ «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках». Благодаря твердости Профсоюза обеспечена стабильность трудовых прав педагогических работников в вопросах регулирования рабочего времени и отпусков. Приятно, что приказом наконец-то поставлена точка в определении понятия «сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю». Что не позволяет больше некоторым руководителям требовать от учителей завышенного по времени пребывания в школе. СЛАЙД 11. Нормативно урегулирован и вопрос об отпусках педагогов. Профсоюз настаивал на сохранении прежней продолжительности отпуска. Удалось отстоять все категории педагогических работников. Сложнее дело обстоит с отпусками руководителей образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работников методических центров. Предлагаем – в локальных актах закреплять право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.
Нас ожидают и другие изменения. В настоящий момент идет работа над проектами приказов Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников...» и «О порядке предоставления длительного отпуска сроком до одного года».
К сожалению, проблем гораздо больше, чем отпущенных для выступления минут, но не хотелось бы заканчивать на грустной ноте трудностей.
СЛАЙД 12. В 2015 году профсоюзы отмечают 110-летний юбилей профсоюзного движения и 25-летие Профсоюза образования России. Такие даты – неоспоримый факт доверия к структуре, которая руководствуется принципом: с людьми и для людей. И мы рады, что наша краевая организация приобрела ещё одного члена Профсоюза – Министра образования и молодёжной политики Ставропольского края Евгения Николаевича Козюру. Говорят, один человек с принятым решением стоит ста, которые просто заинтересованы. Спасибо за решение.
В этом году у нас состоялась встреча с Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. Он сказал, что государство будет поддерживать профсоюзы в главной миссии – защите прав граждан. В генах системы образования нашего региона заложено сотрудничество и надеемся оно станет залогом дальнейшего развития образования в крае.
Успехов!